Экскурсии и путешествия по Крыму. Успенский монастырь

Успенский монастырь. Прогулка в Крымский Афон

            Кто придумал чебуреки и все прочие «вкусности» восточной кухни мы уже обсудили. Переходим к пище духовной и отравляемся в один из древнейших монастырей Крыма — Успенский.

            Такие путешествия не терпят суеты, сюда лучше приезжать самостоятельно, а не в составе экскурсионной группы. Туристы, обычно «проскакивают» территорию монастыря, наскоро сделав снимки и осмотрев достопримечательности. Затем направляются к Чуфут-Кале. Мы бывали в Успенском монастыре не один раз и уверены, что это место требует спокойного внимания.

Ущелье Марии

            Пещерный монастырь находится вблизи от города. Вернее, раньше он находился за городом, а сейчас Бахчисарай разросся, появилось много новых построек и, так называемая, светская жизнь с ее многочисленными магазинчиками, кафе, торговыми рядами и автостоянками подобралась совсем близко к монастырю. Сейчас это место — окраина Бахчисарая.

            Расположился монастырь в урочище Мариам (или Майрам)-Дере. В переводе с крымско-татарского — «ущелье Марии». Почему ущелье носит имя Марии, расскажу чуть позже. Сейчас — об ущелье. Когда смотришь на высоченные скалы, их причудливая, усыпанная ракушками поверхность, напоминает о том, что стоишь на дне древнейшего моря.

Когда-то здесь были тонны морской воды, а сейчас идешь по бывшему морскому дну и понимаешь, насколько ты маленькая песчинка в этом огромном мире. Пещеры были тогда подводными и служили убежищем для морских жителей, а сейчас служат людям. Как все-таки переменчив мир!

            Идти по дну ущелья страшновато. Рассматриваешь, поднимающиеся по бокам, отвесные скалы и хочется поскорее подняться на вершину.

            А вот, когда смотришь с нее на ущелье, тогда приходит понимание, что люди в те давние времена были мудрее нас. Хотя бы потому, что ценили красоту природы и старались жить с ней в гармонии. Наслаждались ею и впитывали живительную энергию. Поэтому и для своих домов выбирали красивейшие места, тем более для монастырей.

            Цепи храма науки

            Существует здесь еще одна достопримечательность. О ней сейчас не всегда или вскользь упоминают экскурсоводы: Зынджырлы-медресе (или «храм науки»). Он находится в самом начале подъема к пещерному монастырю. Староселье — предместье Бахчисарая. Когда-то здесь был посёлок Салачик. Именно Салачик пятьсот лет назад выбрал второй крымский хан Менгли І Гирей для возведения «храма науки».

Легенда о том, как было выбрано место для строительства

            Ханский звездочет сообщил о Божьей воле своему повелителю — построить Дом для изучения наук именно в этом месте.

         С волей Аллаха спорить не принято. Хан повиновался. По его приказу все жители города собрались на закладку здания медресе. Как водится, по сей день у руководства, хан обратился к подданным со словами: «С Божьей помощью начинаем мы здесь сегодня возведение святилища науки. Оно поможет нам стать более совершенными людьми в этом мире и проложит нам дорогу в Рай в мире ином». Очень современные слова, как на мой взгляд.

            Подтверждая свои слова делом, хан копал землю, носил камни, закладывая фундамент будущего храма науки. Вы многих современных руководителей знаете, которые бы с таким энтузиазмом строили школу? Когда здание было готово, хан Гирей приказал повесить в дверях медресе массивную цепь. Знаете, зачем? По преданию, он сказал на открытии медресе:

            «Разум делает человека существом благородным, а путь к совершенствованию разума лежит через науку… Кто не уважает науку, будь он хан или падишах, не сможет создать ничего основательного, ничего рассчитанного на будущее, и рано или поздно постигнет его бесчестье. Я приказал повесить в дверях медресе эту цепь, чтобы каждый, кем бы он ни был, при входе в этот священный храм науки склонял свою голову, выражая уважение к науке». Слова достойные того, чтобы их помнить. Хан вошёл первым, низко склонившись.

            Слово «зынджыр» — означает цепь. Отсюда и название учебного заведения — «Зынджырлы» или «связанное цепями».

Кстати, российские самодержцы тоже жертвовали для «храма науки»: Екатерина ІІ — 45 рублей 60 копеек — «на Божий промысел». Александр ІІІ был щедрее — пожертвовал в 1890 году 5000 рублей на ремонт зданий.

            В смутные революционные годы медресе было закрыто. В конце 20 века на территории медресе размещался психоневрологический диспансер. Что это? Жестокая ирония судьбы или «человеческий фактор»?

Намоленное место

            Здешние места, как говорят, намоленные. Это витает в воздухе, это чувствуется в тишине и покое ущелья. Как в Иерусалиме, так и здесь соединились все культуры и все религии, существующие на крымском полуострове.

            Тысячелетиями жили рядом православные, мусульмане, и караимы. Жили в мире и добрососедстве, сохраняли свою самобытность и культуру. Поэтому здесь хорошо чувствуется исторический образ Крыма. Энергетика — потрясающая!

            Недолгий подъем по дороге вверх и вот уже с правой стороны в скальных обрывах видны гроты и пещеры. Поднимаемся по дороге еще немного, и она выводит нас площадку. Отсюда к скалам ведет широкая лестница: мы у порога одного из самых древних христианских монастырей Крымского полуострова.

            История Успенского монастыря

            По поводу точной даты возникновения монастыря спорят до сих пор. Есть предположения о времени основания Успенского монастыря. На рубеже VIII — IX веков нашей эры Крым был частью Византии. Ситуация в Византийской империи сложилась тогда знакомая нам по современной жизни: влияние духовенства усилилось настолько, что это стало раздражать правящую династию. Предлог долго не искали. Иконопочитание было объявлено вне закона и стало рассматриваться как идолопоклонничество. В общем, бежали монахи подальше от преследований на окраину империи, т. е. в Крым.

           Ущелье отдаленно напоминает Афон. Может, поэтому монахи обосновались здесь, а возможно, красота здешних мест поразила. Вероятнее всего, сыграла роль отдаленность от Византии, уединенность. Монастыри не терпят суеты. Все же, главный предмет наших забот должна быть душа, а здесь весь воздух наполнен тайной общения с Богом и главная цель здешних обитателей — спасение душ человеческих.